Жизнь семьи. Зрелость
Ну что ж, продолжим… путешествие длиною в жизнь.
Начало положено. Новая семья рождена на свет. Идет постепенный процесс «притирки»: на фоне снижения интенсивности чувств определяются границы допустимых и недопустимых поступков, решаются вопросы ведения быта и финансового обеспечения семьи, постепенно создаются первые традиции.
Жизнь идет своим чередом.
Так продолжается ровно до того счастливого момента, когда супруги узнают о необходимости примерить на себя совершенно новые роли — родителей первенца.
Рождение малыша неизбежно приводит к пересмотру всего уклада жизни семьи. Смещаются приоритеты. Существенно сужаются роли и жены, и мужа. На первый план выходят роли мамы и папы. Жена теперь — хранительница домашнего очага, на время «освобожденная» от необходимости зарабатывать, а, следовательно, отстраненная от привычной жизни с привычным общением и системой отношений. И муж с этого времени — папа — добытчик «мамонтов», автоматически по этой причине освобожденный от необходимости ухода за грудничком.
Вот и повод для первых серьезных конфликтов. Жена под арестом домашних забот. Муж концентрируется на профессиональном и карьерном росте, потому что он один зарабатывает на нужды всей семьи.
Следующей вехой в истории семьи становится детская школьная пора.
Поступление ребенка в школу возвращает родителям некоторую свободу действий, утраченную в силу постоянной необходимости быть рядом с малышом. Но при этом именно этот момент может стать пусковым механизмом новой череды конфликтов между супругами.
Дело в том, что наряду с естественными метаморфозами семьи, как социального организма каждый человек на протяжении жизни неминуемо проживает и так называемые личностные кризисы или кризисы личностного роста.
И среднестатистически начало школьной жизни у ребенка совпадает с тридцатилетием родителей.
Кризис 30 лет — это время первых промежуточных итогов. Детско-юношеские мечты позади. Вокруг обычная реальность: у кого-то суровая, у кого-то серая, у кого-то рядовые будни со всеми вытекающими хлопотами и заботами.
Считается, что наиболее глубоко этот кризис переживают женщины.
Вышла замуж, родила ребенка, вынянчила и собрала его в школу. Полжизни позади. А карьера так и не начата.
Или, получила отличное образование, широкими шагами прошлась по карьерной лестнице. Желанное место в компании получено, достойная зарплата прилагается. А до семьи руки не доходят.
Да и мужчин этот период не минует.
30 лет — переходный возраст… Только теперь уже не по паспорту, а по состоянию души. Детско-юношеские фантазии о сказочной жизни (ни в коем случае не такой, как у всех вокруг) растворяются в прошлом, перед глазами реальный мир. Мир, полный ответственности за будущее свое и своих близких. Мир, с которым приходится считаться. И как когда-то в 16 лет вновь не дают покоя главные вопросы: куда я иду, туда ли я иду, действительно ли я хочу жить такой жизнью, чего добился в этой жизни, чего не успел или передумал добиваться, и вообще как дальше жить?
Этими вопросами супруги задаются каждый в отдельности. Каждый из них сам ищет на них ответы.
И человек, и семья — это сложные системы, которым для достижения успеха обязательно нужно меняться и расти.
Семья, член которой успешно преодолел очередную точку роста тоже становится другой. Отношения внутри семьи крепнут и становятся более плодотворными для личностного роста других членов семьи.
Это непростой период поиска себя во взрослой жизни. Но у него есть свой результат — осознанные зрелые отношения, взаимопонимание и крепкая семья.
Но жизнь не стоит на месте.
Дети постепенно становятся самостоятельными, определяются в своих претензиях к этой жизни, которые могут критично противоречить видению родителей об их счастливом будущем. Таким образом, налицо конфликт интересов, ценностей, мировоззрения — в общем «конфликт отцов и детей».
Примерно в эти же временные рамки активизируется еще один фронт семейной жизни — это начавшие стареть родители. С выходом на заслуженную пенсию многие чувствуют себя растерянными: общество больше не нуждается в их компетенциях. И недостающее внимание начинают черпать в своих детях и внуках.
А внуки в этот момент пребывают в самом расцвете подростково-юношеского максимализма и перехода в режим «самостоятельности и независимости».
Да и дети, их сорокалетние дети, переживают не самое спокойное время в своей жизни.
Своих детей вырастили. Родительскую миссию выполнили. Круг замыкается. Супруги вдруг обнаруживают, что они снова вдвоем. Когда-то они об этом страстно мечтали, но сейчас их это скорее настораживает, чем внушает, какие бы то ни было, радужные эмоции.
«Странно…», — скажете вы.
«Да, странно», — согласятся психологи. И тут же добавят: «Но вполне логично и объяснимо — кризис среднего возраста». Снова кризис!
Кризис среднего возраста общепризнан одним из самых глубоких и серьезных личностных кризисов все жизни человека.
Это явление заслуживает отдельного внимания. Поговорим о нем в следующей статье.
Комментарии